Барокко.
Автор: МиханяСложившиеся каноны классического стиля имеют многовековую историю. В XVI веке в период итальянского Возрождения в интерьерах дворцов появляется не свойственная до этого средневековым замкам роскошь внутреннего убранства. Сам термин «Возрождение» (Ринасименто – на итальянском, Ренессанс – на французском языке) появился в XVI в. в Италии и описывал эту эпоху как время возрождения искусства после Средневековья, считавшегося временем полного упадка. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности. По сути, эпоха Возрождения положила начало новому этапу в истории архитектуры и декора. Рассматривая стилевые направления следующего ХVII века – барокко, классицизма, рококо, – легко убедиться как в их глубинной связи с Возрождением, так и с противоположностью этой эпохе.
Искусство барокко получило наибольшее распространение в Италии. Под барокко подразумевалось нечто вычурное, даже уродливое. Это название было в насмешку дано эстетами XVIII в. искусству XVI и XVII вв. Оно было унаследовано и художественной критикой XIX в., называвшей это направление в архитектуре и декоре упадком красоты и хорошего вкуса. Поэтому до сих пор критики часто используют термин барокко, характеризуя завершение или упадок определенного стиля. Со временем термин «барокко» утерял негативный подтекст и стал использоваться для обозначения художественного направления, с присущими ему декоративной пышностью, динамическими, сложными формами, живописностью. Микеланджело Буонаротти считают создателем стиля барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент – пластику стены. Микеланджело был в большей степени скульптором, нежели архитектором. С этой точки зрения он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. Красота и изящество наряду с практичностью и удобством вновь (как и в Античности) становятся главной заботой архитекторов. Для барочного декора характерны искривление форм, овальные залы, арки, мраморные витые лестницы. Сложный, иногда даже перегруженный декор: лепнина, позолота, резьба, чеканка, инкрустация. В отделке преобладают растительные мотивы гирлянды цветов, листья, венки.
Последователи великого итальянца, двигаясь по пути усложнения, часто вообще отказываются от симметрии в композиции, открывая совершенно новые возможности стены. Она как бы лишается самой главной своей черты – надежности и монументальности, зато приобретает небывалую прежде пластику и динамику. Возникают здания с выпуклым, вогнутым или даже криволинейным фасадом. В интерьерах появляется капризная усложненность – скругленные углы, обилие зеркал, позолоченная лепнина, росписи потолков с использованием эффекта «перетекания» пространства в «заоблачную высь» – все это придает интерьеру подчеркнутую театральность. На фасаде, впрочем, как и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуши и т.п. Итальянская мебель эпохи Возрождения, опираясь на античный стиль, становится более легкой, подвижной, разнообразной и богато декорированной. В мебели мастера стараются сохранить естественный цвет и фактуру древесины, используется резьба, инкрустация, позолота. Из сундука развивается предок дивана – ларь-скамья с подлокотниками и спинкой. Кровать, помимо балдахина, имеет занавески. Появляются «авангардные» мебельные находки: стол на одной ноге, табурет на трех ногах. С эпохи Возрождения, по сути, и начинаются знакомые нам виды европейской мебели, отсюда же берут начало и приемы декорирования жилища, украшения интерьера.